проблемы стилей воспитания
разновидности и причины

НИКИШИН АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
Ноябрь 2023

Воспитание ребенка – процесс сложный и комплексный, и в этом вопросе у каждого родителя есть свой уникальный стиль. Существует несколько классификаций стилей и типов воспитания, которые описывают также стили, имеющие проблемы и недостатки. Определяются причины негармоничного подхода к воспитанию и его влияние на развитие личности ребенка.


Рассмотрим основные типы воспитания, имеющие свои

недостатки и риски:

1
Потворствующая гиперпротекция
При данном типе воспитания ребенок находится в центре внимания семьи, его потребности и желания имеют первостепенное значение и, как правило, незамедлительно удовлетворяются. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных (повышено активных, возбудимых) черт личности у подростка.
2
Доминирующая гиперпротекция
Ребенок также является центром семьи, но родители лишают его самостоятельности, имеется большое число ограничений и запретов. У активных, гипертимных подростков такие запреты усиливают потребность в независимости, желание отделиться от семьи, характерными становятся аффективные вспышки и внешнеобвинительная позиция (“в проблемах виновато окружение, родители, но не я”). При тревожно-мнительном, сенситивном (чувствительном), астеническом типе личности ребенка доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты. Характерными становятся слабость, истощаемость, пассивность, робость и неуверенность в себе.
3
Повышенная моральная ответственность
Этот тип сочетает высокие требования к ребенку с недостаточным вниманием к его потребностям. Способствует развитию таких черт личности как тревожность, мнительность, нерешительность, чрезмерная склонность к рассуждениям и самоанализу, перфекционизм.
4
Эмоциональное отвержение
При данном типе воспитания родитель отождествляет ребенка, как правило бессознательно, с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок может ощущать себя лишним, не нужным в семье, родители держат с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение способствует формированию инертной, импульсивной, возбудимой, авторитарной личности подростка. Такой воспитательный подход также связан с формированием невротических расстройств.
5
Гипопротекция или гипоопека
При гипопротекции или гипоопеке, ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такой стиль воспитания особенно неблагоприятен если у ребенка присутствуют черты неустойчивости, повышенной активности, гипертимности.

Причины негармоничного воспитания также можно разделить на несколько типов:

  • Предпочтение в подростке детских качеств

    При потворствующей гиперпротекции иногда имеет место Предпочтение в подростке детских качеств. Данная причина негармоничного воспитания заключается в стремлении родителей не замечать процесс взросления ребенка, который для них “всё еще маленький”. Родители стараются сохранить в подростке детские качества – наивность, непосредственность, зависимость и др., что способствует развитию психического инфантилизма.
  • Воспитательная неуверенность родителя

    Еще одной причиной гиперпротекциии, постановки ребенка в центр семьи, может являться Воспитательная неуверенность родителя. В таком случае у ребенка (подростка) отсутствуют какие-либо ограничения, все его желания бесконтрольно удовлетворяются. Типичная ситуация в такой семье – бойкий, уверенный в себе подросток, выдвигающий требования, диктующий условия, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель.
  • Расширение сферы родительских чувств

    При потворствующей, а также доминирующей гиперпротекции может наблюдаться Расширение сферы родительских чувств. Данная причина негармоничного воспитания часто связана с нарушением отношений между супругами. Супруг либо отсутствует (развод, смерть), либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании. Родитель переносит на ребенка свои чувства и потребности, которые в обычной семье реализуются в супружеских отношениях. Такой родитель стремиться отдать ребенку “все чувства, всю любовь”, говорит, что живет только ради ребенка, матери нередко отказываются от повторного замужества. При наступлении подросткового возраста у родителя возникает страх перед самостоятельностью, независимостью подростка, которого он пытается удержать при помощи потворствующей или доминирующей гиперпротекции.
  • Фобия утраты ребенка

    Еще одной причиной указанных типов воспитания может являться Фобия утраты ребенка. Такая фобия, страх, как правило, связана с тяжелым протеканием беременности и родов, проблемами со здоровьем или несчастными случаями, которые ранее происходили с ребенком. Родители испытывают повышенную тревожность, не уверены в своих действиях, преувеличивают “хрупкость” и возможные проблемы со здоровьем у ребенка.
  • Неразвитость родительских чувств

    Одну из причин гипопротекции, дистанции с ребенком, и эмоционального отвержения называют Неразвитостью родительских чувств. В этом случае родитель относиться к ребенку холодно, не интересуется его делами, старается избегать общения с ним. Такой подход нередко берет начало в истории детства самого родителя, отсутствии эмоциональной близости и душевного тепла в его семье, и может привести к формированию у ребенка личностных отклонений. Некоторые особенности личности родителя тоже могут быть причиной такого отношения к ребенку.
  • Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств

    Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств может быть основой эмоционального отвержения со стороны родителя. В данном случае родитель видит в ребенке и борется с теми качествами, которые чувствует в себе, но не признает.
В некоторых семьях наблюдается противоречивый стиль воспитания. Например, многие знают фразу, один родитель – “хороший полицейский”, другой – “плохой”. Несовпадение стилей воспитания у родителей приводит к формированию противоречивой, негармоничной личности у ребенка. Он не знает, каким требованиям соответствовать, на что имеет право, какое отношение к себе ожидать и какое является правильным. Иногда родителя выносят конфликты в своих отношениях в поле воспитания. Тогда несовпадение стилей становится наиболее острым. Возникают непримиримые споры о том, как лучше воспитывать ребенка, но в таком случае, первым страдает именно ребенок.
Вопрос подходов к воспитанию, проблем, причин является не простым и комплексным. Однако, всего одна встреча со специалистом-психологом позволит диагностировать стиль воспитания в семье, выявить возможные проблемы, определить их причины. Дальнейшая работа приведет к гармонии семейную ситуацию и, что главное, развитие личности ребенка.
Автор статьи:

Контакты

Телефон:

+7 (977) 410-91-10

+7 (977) 312-85-58

WhatsApp: +7 (977) 410-91-10

centerkulakova19@gmail.com
м. Строгино, ул.Кулакова, д.19

ПН-ВС: 10.00−21.00 без выходных

Проложить маршрут на карте